Хотел что-то Ñвое напиÑать, но не такой маÑтер пера как Гоблин, поÑтому звынÑйте:
Ñ…/Ñ„ "Сталинград"Третьего Ð´Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ñмотрел художеÑтвенный фильм Сталинград. Поклонником творчеÑтва Фёдора Бондарчука не ÑвлÑÑŽÑÑŒ, ни одного хорошего фильма за его авторÑтвом не видел. Однако фильм Сталинград — Ñто очередной мега-блокбаÑтер, Ð¾Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ´Ð½Ð°Ñ Ð²ÐµÑ…Ð° в иÑтории отечеÑтвенного кино и очередной «кандидат» на оÑкара. Ð’ общем, надо Ñ…Ð¾Ñ‚Ñ Ð±Ñ‹ понимать, о чём люди говорÑÑ‚.
Фильм начинаетÑÑ Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ‡Ð¸ÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ†ÐµÐ»Ð¾Ð³Ð¾ взвода продюÑеров. Ðто Ñразу наÑтораживает, ибо фильмы Ñнимают не продюÑеры. Ðо в данном Ñлучае их роль, очевидно, наÑтолько велика, что именно их надо указывать первыми. Далее напиÑали «фильм Фёдора Бондарчука». Ðто у Ð½Ð°Ñ Ð¾Ñ‚ малограмотноÑти. Фильм Фёдора Бондарчука – Ñто когда Фёдор Бондарчук лично напиÑал Ñценарий, а потом по Ñвоему Ñценарию лично ÑнÑл фильм. Вот тогда Ñто фильм Фёдора Бондарчука. Ð’Ñ‹ хоть букварь какой почитайте, что ли.
Далее пошёл ÑобÑтвенно фильм. Ð’ ÑпонÑкой ФукуÑиме вынимает из-под обломков немецкую девицу руÑÑкий ÑпаÑатель. РуÑÑкому ÑпаÑателю 70 лет, что вызывает радоÑть за наше МЧС – Ñто ж во Ñколько там теперь на пенÑию уходÑÑ‚? РуÑÑкий Ñообщает немке, что у него было пÑть отцов. Знакомые Ñ Ñ‚Ð²Ð¾Ñ€Ñ‡ÐµÑтвом Фёдора Бондарчука понÑть Ñто могут однозначно: мама ÑпаÑÐ°Ñ‚ÐµÐ»Ñ ÑожительÑтвовала Ñ Ð¿Ñтью мужиками одновременно, и потому точнее отцовÑтво уÑтановить невозможно. Ðто, Ñтало быть, оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð½Ñ‚Ñ€Ð¸Ð³Ð° фильма – кто же папа ÑемидеÑÑтилетнего ÑпаÑателÑ?
И тут у ÑпаÑÐ°Ñ‚ÐµÐ»Ñ Ð½Ð°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°ÑŽÑ‚ разворачиватьÑÑ Ð¸ÑторичеÑкие флÑшбеки, которых он никогда не видел и видеть не мог: он начинает раÑÑказывать о том, что было Ñ ÐµÐ³Ð¾ матерью по ходу СталинградÑкой битвы. У кого-то, возможно, воÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð³Ñ€Ð°Ð¶Ð´Ð°Ð½Ð¸Ð½Ð°, который войны не видел в глаза, вызовут недоумение, но Ñоздателей фильма Ð¿Ð¾Ð´Ð¾Ð±Ð½Ð°Ñ ÐµÑ€ÑƒÐ½Ð´Ð° не тревожит.
СоветÑкие войÑка готовÑÑ‚ÑÑ Ñ„Ð¾Ñ€Ñировать Волгу. Само Ñобой, оÑенÑÑ ÑÐµÐ±Ñ ÐºÑ€ÐµÑтными знамениÑми – авторы фильма отважно показывают правду: войну победили не коммуниÑты-безбожники, не подонки-атеиÑты, а Ñтрого верующие. Ðа берегу Волги ÑтоÑÑ‚ циÑтерны Ñ ÐºÐµÑ€Ð¾Ñином, и наÑтупающие руÑÑкие об Ñтом знают. Ðо, конечно, у тупых Ñовков не хватает ума подорвать ёмкоÑти, поÑтому их подрывают немцы, ÑÐ¶Ð¸Ð³Ð°Ñ Ð½Ð°Ñтупающих заживо. Что Ñто – Ð²Ð¾Ð¿Ð¸ÑŽÑ‰Ð°Ñ Ð´ÑƒÑ€Ð¾Ñть командованиÑ? Ðет, проÑто надо было ÑнÑть как горÑщие Ñолдаты бегут в атаку. СнÑли. Стало не ÑовÑем понÑтно, зачем креÑтилиÑÑŒ и как так получилоÑÑŒ, что верующих руÑÑких Ñожгли верующие в того же бога немцы, но авторы так видÑÑ‚.
Взрыв топлива должна была предотвратить разведгруппа, пробирающаÑÑÑ Ð² ÑтратегичеÑки важный дом. Ð’Ñе разведчики Ñмотрели американÑкие фильмы, оружие держат манерно, оÑобо одарённые держат ППШ гангÑта-Ñтайл. ÐšÐ¾Ñ€Ð¾Ñ‚ÐºÐ°Ñ Ñхватка Ñ Ð½ÐµÐ¼Ñ†Ð°Ð¼Ð¸, и дом захвачен. Толку от Ñтого мало, задача не выполнена, топливо взорвано, наши Ñолдаты погибли.
ВозглавлÑет группу бравый командир в иÑполнении толкового актёра Петра Фёдорова. Ð’ группе еÑть хамоватый Ñнайпер, Ñтакий предÑтавитель народа, и немой разведчик. Кто и зачем его взÑл в разведку немого – понÑть невозможно, пока не поÑмотришь дальше. ВзÑл его туда Фёдор Бондарчук, чтобы немой что твоё чеховÑкое ружьё внезапно выÑтрелил адÑким монологом. Ðо Ñто потом.
Бойцы занимают оборону в уÑпешно захваченном доме. Сперва выкидывают в окна трупы немцев – чтобы не вонÑло. Ð’ доме проживает девушка КатÑ, вокруг которой и начинают вращатьÑÑ Ð´Ð°Ð»ÑŒÐ½ÐµÐ¹ÑˆÐ¸Ðµ ÑобытиÑ. Ðе вокруг обороны дома, а вокруг Кати. Бравый разведчик Пётр Фёдоров пафоÑно заÑвлÑет: мы тут не родину защищаем, и не Сталина. Мы защищаем Катю! Ðвторам фильма очень важно заÑвить, что им, авторам, плевать на родину, они за неё воевать не Ñтанут. Другое дело – КатÑ! Тут, безуÑловно, еÑть за что жизнь положить.
Ðапротив руÑÑких заÑели нациÑты. Главный нациÑÑ‚ поÑреди развалин поÑтоÑнно что-то жрёт Ñ Ñеребра, Ð·Ð°Ð¿Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑˆÐ°Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ñким – так у них, у нациÑтов, принÑто. ПочёÑываÑÑÑŒ от укуÑов руÑÑких вшей, главный нациÑÑ‚ руководит другим нациÑтом, Ñтавит ему задачу взÑть ÑтратегичеÑки важный дом. Второму нациÑту немного не до Ñтого – он проводит Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð² ближайшем подвале, Ñ‚Ñ€Ð°Ñ…Ð°Ñ Ñ‚Ð°Ð¼ руÑÑкую девицу и за Ñто Ð¿Ð¾Ð´ÐºÐ°Ñ€Ð¼Ð»Ð¸Ð²Ð°Ñ ÐµÑ‘ тушёнкой. Девица в подвале не одна, и нациÑÑ‚ замечает, что его тушёнку, чеÑтно заработанную руÑÑкой девицей, жрут и другие, непричаÑтные к ÑекÑу руÑÑкие. ÐациÑÑ‚ Ñтрого указывает никому кроме его девицы тушёнку больше не жрать, потому что Ñто не по правилам, и он, как цивилизованный европеец, Ñтого не потерпит.
Дом, в котором заÑел отважный Пётр Фёдоров – Ñто, по вÑей видимоÑти, Ñамый извеÑтный дом в Сталинграде, дом Павлова. Однако в фильме «Сталинград» Ñто проÑто дом. Дело в том, что Фёдор Бондарчук уже ÑнÑл извеÑтную ленту «9 рота», заÑвив, что «фильм оÑнован на реальных ÑобытиÑх». Ð’ реалиÑÑ…, правда, ÑоветÑкие войÑка в бою на выÑоте 3234 одержали убедительную победу, потерÑв шеÑть человек убитыми. Из долины девÑтую роту поддерживало шеÑть гаубиц, выпуÑтивших по наÑтупающим душманам более 600 ÑнарÑдов. Ðа Ñамом деле на помощь бойцам Ñперва пришёл ÑоÑедний взвод девÑтой роты, потом пришёл на помощь разведвзвод, а потом подтÑнулаÑÑŒ разведрота. Ðа Ñамом деле боем руководил командир полка и штаб. Ру Бондарчука «поÑледний крик ÑоветÑкого Ñолдата в ÐфганиÑтане никто не уÑлышал» и вÑех убили. Бондарчук украÑил фильм про ÑоветÑкую армию Ñлоганом из антиÑоветÑкого фильма «РÑмбо 2» — они хотели, чтобы их любили.
ПоÑле «9 роты», конечно, были Ñделаны извеÑтные выводы и в фильме про Сталинград о реальных ÑобытиÑÑ… разумно решили умолчать. ВмеÑто Ñтого ÑценариÑÑ‚ ориентировалÑÑ Ð½Ð° роман ВаÑÐ¸Ð»Ð¸Ñ Ð“Ñ€Ð¾ÑÑмана «Жизнь и Ñудьба» — как извеÑтно, Ñугубо правдивое, документальное произведение. ИÑтинноÑть изложенного в нём подтверждаетÑÑ Ñ‚ÐµÐ¼, что коммуниÑты книгу ГроÑÑмана не печатали, а значит, там была правда. СобÑтвенно, Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð½Ñ‚ÐµÐ»Ð»Ð¸Ð³ÐµÐ½Ñ‚Ð½Ñ‹Ñ… людей Ñтого доÑтаточно.
Командир разведчиков Ñобирает личный ÑоÑтав оборонÑющихÑÑ. Среди них оказываетÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¸Ð¹ морÑчок, который отказываетÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñ‡Ð¸Ð½ÑтьÑÑ Ð±Ñ€Ð°Ð²Ð¾Ð¼Ñƒ разведчику. МорÑчка тут же раÑÑтреливают. Ðадо понимать, у оборонÑющихÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñ‹Ð¹ человек на Ñчету, именно поÑтому меры наÑтолько решительные. Ðекогда разговаривать, надо раÑÑтреливать – ведь именно так вÑÑ‘ и было.
ПроиÑходÑщее на Ñкране вкрадчиво комментирует за кадром Фёдор Бондарчук. Фёдор раÑÑказывает, кто кем был и как в доме оказалÑÑ. Приём, мÑгко говорÑ, Ñпорный: Ñзык кино – Ñто образы на Ñкране, а не закадровый текÑÑ‚. Закадровые раÑÑказы о ÑобытиÑÑ… – они от неÑпоÑобноÑти показать ÑÐ¾Ð±Ñ‹Ñ‚Ð¸Ñ Ð² кадре. Ðу или Ð´Ð»Ñ Ñкономии бюджета, не знаю.
Ð’ доме проживает девушка КатÑ. Именно в доме, именно проживает. Ðто ничего, что в разбомбленном городе жить можно было только в подвалах, раз Ð´Ð»Ñ Ð²Ð¸Ð·ÑƒÐ°Ð»ÑŒÐ½Ð¾Ð¹ краÑоты надо так – значит, будет жить в доме. РаÑхаживать по нему, Ñпать в поÑтели. Ðе менее интереÑно ведут ÑÐµÐ±Ñ Ð±Ñ€Ð°Ð²Ñ‹Ðµ разведчики. Они тоже ходÑÑ‚ во веÑÑŒ роÑÑ‚, не таÑÑÑŒ. Толковый Ñнайпер поÑтоÑнно лежит в одном и том же меÑте – видимо, именно Ñтому учили в ÑнайперÑкой школе. Ðу и, Ñамо Ñобой, никакой обороны Сталинграда зритель при Ñтом не наблюдает – он наÑлаждаетÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð»Ð¾Ð³Ð°Ð¼Ð¸ героев.
Диалоги Ñти, мÑгко говорÑ, накалом мыÑли не поражают. Да вÑÑ‘ Ñ Ð½Ð°Ð´Ñ€Ñ‹Ð²Ð¾Ð¼, будто в Ñвоём родном театре орут на Ñцене так, чтобы было Ñлышно на галёрке. Ðекоторые ÑкÑперты, кÑтати, хвалÑÑ‚ актёрÑкую игру. ÐепонÑтно – как именно раÑкрываетÑÑ Ñ‚Ð°Ð»Ð°Ð½Ñ‚ в зачитке беÑтолковых текÑтов, еÑли по факту и герой выглÑдит балбеÑом? ХотÑ, возможно, именно Ñто и еÑть по мнению ÑкÑпертов талант.
Сидение внутри дома – оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ ÑÑŽÐ¶ÐµÑ‚Ð½Ð°Ñ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ñ Ñ„Ð¸Ð»ÑŒÐ¼Ð°. Ð’Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¾Ñ‚ времени Ð¿Ñ€ÐµÑ€Ñ‹Ð²Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ‹Ñ‡Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ ÑобытиÑми. Вдруг немцы выгонÑÑ‚ на площадь руÑÑких, чтобы принеÑти их в жертву древним германÑким богам. Из руÑÑких выберут двух похожих на евреев, и решат Ñжечь заживо. Ð’ÑÑ‘ Ñто, повторюÑÑŒ, на площади наÑквозь проÑтреливаемого города, где из-за Ñнайперов ноÑа не выÑунуть. Мать и ребёнка загонÑÑŽÑ‚ в автобуÑ, окна которого принимаютÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð»Ð°Ñ‡Ð¸Ð²Ð°Ñ‚ÑŒ доÑками, чтобы вÑÑ‘ Ñто Ñпалил огнемётчик. Зачем, почему? Почему не привÑзать проволокой к забору и не Ñжечь на виду у вÑех?
ОказываетÑÑ, вÑÑ‘ Ñто надо Ð´Ð»Ñ Ð¸Ñтерики командира разведчиков. Увидев, как Ñжигают мать и ребёнка, он хватает винтовку у Ñнайпера и убивает обоих. Тут мы понимаем, что ÑценариÑÑ‚ Ñмотрел фильм Майкла Манна «ПоÑледний из могикан» и подрезал оттуда мощную Ñцену. ПоÑле чего командир выбегает Ñ Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ð¼ ÑоÑтавом на площадь – под немецкие пулемёты. У него приказ – оборонÑть дом и тем Ñамым обеÑпечивать переправу наших войÑк, но ему интереÑнее уÑтраивать иÑтерики. ÐŸÑ€Ñ‹Ð³Ð°Ñ Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· канавы как заправÑкие паркурщики, бойцы выбегают под немецкие пулемёты и уÑтраивают рукопашную в Ñлоу мо – типа в нашем комикÑе вÑÑ‘ вот так краÑиво. Зачем, Ð´Ð»Ñ Ñ‡ÐµÐ³Ð¾? Рчтобы картинка краÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð°.
Конечно, в прогреÑÑивном и Ñовременном фильме немецкие оккупанты – тоже люди. Ðто мечта вÑех либеральных идиотов – чтобы немцев показали тоже людьми. Ðу и что, что Ñти немцы напали на нашу Ñтрану убили 27 миллионов наших ÑоотечеÑтвенников? С точки Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð´Ð¸Ð¾Ñ‚Ð° Ñти немцы ничем не хуже руÑÑких, ÑражавшихÑÑ Ð·Ð° Родину, за Ñвои Ñемьи, за жизнь – в конце концов. Давайте уравнÑем агреÑÑора и защитника, убийцу и жертву. Давайте забудем о геноциде и задумаемÑÑ Ð¾ том, что убийцы оÑтавили дома пап и мам, детишек, Ñобачек. Забудьте о Ñвоих убитых, приобщитеÑÑŒ к европейÑким ценноÑÑ‚Ñм.
ÐациÑÑ‚ обращаетÑÑ Ðº немецким Ñолдатам – ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð·ÑŒÐ¼Ñ‘Ð¼ штурмом Ñтот дом, за ним – Волга, а там уже ИндиÑ! ÐеÑёт какую-то ахинею, а на Ñтене за Ñтроем немецких Ñолдат – Ñерп и молот Ñо Сталиным. Таким образом Ñоздатели фильма неназойливо намекают, что Сталин и Гитлер – Ñто одно и то же. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ñ‚Ñнет какашечкой по шву в художеÑтвенных фильмах, а завтра объÑвÑÑ‚ вне закона ÑоветÑкую Ñимволику и награды. РпоÑлезавтра – начнут аплодировать маршам нациÑтов и влаÑовцев, как Ñто уже проиÑходит в Прибалтике и в Украине. ПрекраÑно, что на Ñъёмки подобного деньги выдаёт гоÑударÑтво.
Далее бойцы Ñнова ÑидÑÑ‚ в доме и беÑедуют – ждут, когда закончатÑÑ 30 миллионов бюджета. БеÑÑвÑзноÑть Ñюжета навернÑка проиÑходит из-за того, что Ñнимали деÑÑтиÑерийный мега-Ñериал. ПоÑтому вÑе жаждущие увидеть вÑÑ‘ целиком Ñкоро будут поражены шедевром на Ñкранах телевизоров. Временами Ñидение прерываетÑÑ Ð¾Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ´Ð½Ñ‹Ð¼ ÑкÑцеÑÑом: например, немец выбежал набрать воды, а Ñнайпер его заÑтрелил. У командира разведчиков иÑтерика: ты что, говорит, даже звери у Ð²Ð¾Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ñ Ð½Ðµ жрут друг друга! Тут зрителю понÑтно, что ÑценариÑÑ‚ Ñмотрел мультфильм Маугли, откуда и почерпнул глубокую мудроÑть. Очевидно, ÑценариÑÑ‚ никогда не Ñмотрел канал ДиÑкавери – как у водопоев звери жрут друг друга Ñ Ð¾Ñобой ÑроÑтью, поÑтому его герои неÑут вот такую ахинею. Рвот про БреÑÑ‚Ñкую крепоÑть и про то, как защитников крепоÑти немцы раÑÑтреливали возле воды — не Ñлышал никогда.
РаÑкрываетÑÑ Ñ‚Ð°Ð¹Ð½Ð° – кто же отец закадрового перÑонажа, от лица которого вещает Фёдор Бондарчук. Слава тебе гоÑподи, на Ñамом деле отец ровно один. ÐеÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° то, что девушка ÐšÐ°Ñ‚Ñ ÑƒÐ»Ñ‹Ð±Ð°ÐµÑ‚ÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñƒ, целуетÑÑ Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ð¼, Ñтроит глазки третьему. Тут, конечно, недотÑнули. СегоднÑшнÑÑ Ð»ÑŽÐ±Ð¾Ð²ÑŒ должна быть однополаÑ. Вот еÑли бы немецкий гауптман ползал через подвал к разведчику Громову и они горÑчо любили друг друга – вот Ñто была бы бомба. За такое Ñразу мешок оÑкаров бы дали.
ПоÑтепенно дело идёт к решительному штурму. Командир разведчиков решает проÑвить военную хитроÑть – залечь и накрытьÑÑ Ñ‚Ñ€ÑƒÐ¿Ð°Ð¼Ð¸. Тупые немцы зайдут, а хитрые разведчики как выпрыгнут из-под трупов – и вÑех зарежут! Зритель понимает, что ÑценариÑÑ‚ Ñмотрел фильм Заложница. Разведчики прÑчутÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ трупы. КÑтати, вÑе трупы в начале фильма выкинули в окна – очевидно, трупы залезли обратно погретьÑÑ. Рбравый командир разведчиков раÑпарывает одному трупу живот и Ñперва обмазываетÑÑ Ñ‚ÑƒÑ…Ð»Ð¾Ð¹ кровищей, а потом наваливает на ÑÐµÐ±Ñ ÐºÑƒÑ‡Ñƒ тухлых кишок – Ð´Ð»Ñ Ð¼Ð°Ñкировки. Зрителю понÑтно, что ÑценариÑÑ‚ Ñмотрел Ñериал Walking Dead. Ðемцы броÑают в помещение гранату, но бойцам хоть бы что – они выпрыгивают и вÑех убивают.
Далее приезжают немецкие танки, открывают по дому огонь, уцелевшие бойцы вызывают огонь на ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ наша Ð°Ñ€Ñ‚Ð¸Ð»Ð»ÐµÑ€Ð¸Ñ Ð¼Ð¸Ð³Ð¾Ð¼ разноÑит дом в пыль. ÐепонÑтно, что мешало разнеÑти Ñтот дом немцам – видимо, необходимоÑть Ñнимать фильм Сталинград.
Как говорили в ÑоветÑкой Ñмешной телепередаче – о чём Ñтот фильм? Да ни о чём. Он про краÑивую картинку, без какой бы то ни было попытки ÑмыÑлового наполнениÑ. Показана ÑталинградÑÐºÐ°Ñ Ð±Ð¸Ñ‚Ð²Ð°? Ðет. Показан подвиг наших бойцов? Ðет. Рчто показано? Показаны невнÑтные диалоги и хороводы вокруг девушки Кати. Ðу назвали бы фильм «Они ÑражалиÑÑŒ за Катю» — получилоÑÑŒ бы чеÑтнее, что ли.
Конечно, Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¼ÐµÑ€Ñ‡ÐµÑкой точки Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ Ð´Ð»Ñ Ñ„Ð¸Ð»ÑŒÐ¼Ð° выбрано безупречно. Ð’Ñ‹Ñоцкий, Гагарин, Сталинград – на Ñто люди пойдут безо вÑÑкой рекламы. Люди идут не по причине горÑчего интереÑа к творчеÑтву Фёдора Бондарчука, а из ÑƒÐ²Ð°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº Ñвоей иÑтории.
Стоит оно того? Ðет, не Ñтоит.
Мы пальцами показывать не будем, Ðо многие ли помнÑÑ‚ в наши дни: Кто проповедь прочеÑть желает людÑм, Тот жрать не должен Ñлаще, чем они. Евгений Ðгранович (1962)